ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
  • Уважаемые коллеги!Министерство образования и науки Ульяновской области и кафедра филологического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО приглашает Вас принять участие в региональной научно-практической (заочной) конференции преподавателей и учителей русского языка и литературы, английского, немецкого и французского языков, школьных библиотекарей по теме: «Современное гражданское воспитание на уроках филологического цикла, во внеурочной деятельности, в работе школьных библиотекарей: содержание, формы, методы» Информационное письмо.

  • Вниманию руководителей органов управления образовательных муниципальных образований, директоров образовательных организаций!ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагает план-проспект курсовых мероприятий на 2015г.

Понятие биологического краеведения



В Большом энциклопедическом словаре «Краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населённых пунктов главным образом силами местного населения».

Краеведение включает в себя несколько дисциплин: историческое, экономическое, этнографическое, географическое, литературное и биологическое краеведение. Каждая из этих дисциплин изучает определенную область знаний. Например, история изучает прошлые события человечества; исследует факты, события и процессы на базе сохранившихся исторических источников. Экономика изучает хозяйственную деятельность населения; охватывает все звенья общественного производства, распространения и обмена на изучаемо территории и ее связи с другими территориями. Этнография помогает познавать бытовые и культурные особенности народов изучаемого края, рассматривает проблемы происхождения, расселения и культурно-исторического взаимоотношения народов, населяющих изучаемую территорию. География исследует природу, население, хозяйство и устанавливает научно обоснованный характер взаимодействия между человеческим обществом и географической средой. Литература рассматривает устно-поэтическое народное творчество, эпос, лирику народов, их язык, творчество выдающихся деятелей художественной литературы, то, как сохраняется литературное наследие. Экология изучает отношение растительных и животных организмов и образуемые ими сообществ между собой и окружающей средой, а также взаимоотношения человека с окружающей средой.

Биологическое краеведение - дисциплина, изучающая живую природу родного края. Задачами биологического краеведения являются: систематическое наблюдение за сезонными явлениями в жизни животных и растений; выявление закономерностей распределения животных и растений по изучаемой территории; ознакомление с биоразнообразием животного и растительного мира родного края, обучение проведению фенологических наблюдений за природными явлениями и выявлению влияния их на животный и растительный мир; изучение природных сообществ и их охраны, формирование экологического мировозрения.

Характер растительного покрова любой местности определяют флора и растительность. Флора – исторически сложившаяся совокупность всех видов растений данной территории. Однако флористическая характеристика не даёт правильной картины растительного мира края, так как одни растения на изучаемой территории могут встречаться крайне редко, другие же, наоборот, занимают большие пространства, являясь, по выражению ботаников, фоновыми. Кроме того, все растения на Земле располагаются в строго закономерных сочетаниях, обусловленных на каждом участке территории присущим лишь ему проявлением факторов неживой природы (климата, рельефа, состава и влажности грунта, типа почвы) и взаимоотношениями с обитающими здесь живыми организмами – другими растениями и представителями животного мира. Закономерные сочетания растений называются сообществами или фитоценозами. Из совокупности фитоценозов на территории области составляется растительность, а их географическое размещение образует растительный покров. В составе флоры и растительности каждого региона наряду с типичными, широко распространёнными (а значит, наиболее соответствующими современным условиям) растениями имеются редкие, уникальные – реликты и эндемики.

Реликтовые виды – это остатки отживших флор и фаун, свидетели природных условий других эпох в естественной истории края, сохраняющиеся единично или небольшими группами в отдельных местах, где условия по каким-либо показателям отличаются от обычных современных.

Эндемики (от греч. эндемос – «местный») – организмы, встречающиеся только в данном районе.

Исследуя флору и растительность своей местности, распространение важнейших фитоценозов, краевед одновременно определяет главные ботанические достопримечательности. Их можно разделить на две группы: естественные ботанические объекты и ботанические объекты, созданные хозяйственной и научной деятельностью человека.

Естественные объекты – это фитоценозы, а также отдельные виды растений, находящиеся непосредственно в природе и интересные либо своей типичностью для области, либо уникальностью, особо ценные по своим хозяйственным, медицинским или биологическим свойствам (например, деревья-долгожители), охраняемые законом. Не менее интересны ботанические объекты (сообщества или отдельные растения), создаваемые трудом людей, выращиваемые с хозяйственными или научными целями. Это ботанические сады, дендрарии (коллекции древесных растений под открытым небом), оранжереи, плантации сельскохозяйственных и технических культур, выводимые селекционерами новые сорта растений.

Характеристика фитоценоза содержит следующие сведения: название сообщества (научное и местное), ярусы, их состав, примерный процент площади, занимаемой ведущими растениями, перечень видов растений сообщества, условия среды существования (рельеф местности, климатические сведения и особенности микроклимата, состав и степень увлажнения грунта, тип почв, соседство с др. фитоценозами), границы распространения (ареал) на территории области, сезонное развитие, вопросы охраны и рационального использования, наличие редких и особо ценных растений в составе фитоценоза.

Изучение отдельного растения может включать: определение названия (научного и местного), особенности строения, роста и развития, условий среды обитания (рельефа и микрорельефа, микроклимата, почв, грунтового увлажнения, взаимоотношений с др. растениями), границы распространения (ареал) на территории области, сезонное развитие, вопросы охраны и рационального использова ния.

Сведения об общих чертах растительного покрова, о типичных и уникальных растениях краевед может почерпнуть из специальной ботанической литературы. На основе карт растительности он может установить границы распространения отдельных видов и сообществ, приурочить их к тем или иным условиям атмосферного и грунтового увлажнения, типам почв. Очень важен сбор материалов для рассмотрения вопросов охраны, рационального использования и восстановления растительных ресурсов. В этом краеведу могут помочь местные лесоустроительные организации, районная и областная периодическая печать, собственные поездки и экскурсии.

Общая характеристика фауны края, то есть совокупности видов животных, обитающих на его территории, может быть сделана на основе литературных источников. В ходе этой работы важно выяснить изменения местной фауны на протяжении геологической истории, чтобы правильно представлять основные этапы её формирования и тенденции дальнейшего развития. Затем надо установить, какие семейства, роды, виды являются типичными, широко распространёнными, а это значит – наиболее приспособленными к местным природным условиям, какие есть эндемичные виды и реликты, нуждающиеся в охране от истребления и вымирания .

Состояние, изменения биологического компонента экологических систем, его приспособления к меняющимся условиям среды – предмет исследования науки экологии. Поэтому при изучении растительного и животного мира своего края необходимо учитывать современные проблемы экологии и охраны природы: соблюдение экологического равновесия на отдельных территориях, влияние на местные экологические системы развития туризма и курортного дела, рациональное использование и восстановление численности редких и ценных видов.

Использование материалов биологического краеведения способствует более успешному овладению учащимися основ биологии, обеспечивает общеобразовательный уровень, способствует интеллектуальному развитию школьников, формирует у них представления об окружающем мире, а также способствует активизации процесса общения, помогает пробуждать и развивать интерес к общественно-политической и хозяйственной жизни своего края, воспитывать любовь к родному краю, бережно относиться ко всему живому, что окружает нас.

Изучая краеведческий материал, учащиеся получают сведения о растительном и животном мире Ульяновской области, о практическом значении растении и животных, знакомятся с породами домашних животных, разводимых в Ульяновской области. При изучении краеведческого материала рассматриваются аспекты природоохранной работы.

Знакомясь на уроках биологии с растительным и животным миром родного края, учащиеся видят, что в различных районах он неодинаков, а, встречаясь с реликтами и эндемиками, начинают понимать историческое развитие живого мира на Земле. Дети задумываются, почему и где он наиболее богат, что повлияло на его распределение, какие изменения в нём происходят под влиянием хозяйственной деятельности человека, и что нужно предпринять, чтобы предотвратить его оскудение.

Использование материалов биологического краеведения является одним из источников патриотического воспитания учащихся. Любовь к Родине во многом совпадает с чувством любви к родной природе. Для многих чувство Родины связано с уголками родной природы, памятными с детских лет.

В учебно-воспитательном процессе и внеклассной работе учителя краеведческий материал может иметь место на уроке при изучении почти любой темы курса биологии, при проведении экскурсий в природу, при выполнении учащимися летних практических заданий, при проведении олимпиад и т.д.