ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
  • Уважаемые коллеги!Министерство образования и науки Ульяновской области и кафедра филологического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО приглашает Вас принять участие в региональной научно-практической (заочной) конференции преподавателей и учителей русского языка и литературы, английского, немецкого и французского языков, школьных библиотекарей по теме: «Современное гражданское воспитание на уроках филологического цикла, во внеурочной деятельности, в работе школьных библиотекарей: содержание, формы, методы» Информационное письмо.

  • Вниманию руководителей органов управления образовательных муниципальных образований, директоров образовательных организаций!ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагает план-проспект курсовых мероприятий на 2015г.

Кадетское движение в Ульяновской области


Кадетское образование – одно из важнейших направлений развития профильной школы, реальный путь воспитания патриота, гражданина и профессионала, способного к созидательной деятельности на благо общества, во имя будущего России.

В силу ряда причин экономического, организационного и другого характера кадетское образование реально может осуществляться лишь под флагом специальных видов структур военизированного характера.

Следует признать, что в настоящее время создание кадетских корпусов, школ и классов – это не достаточно управляемый, инициативный процесс, развивающийся вне нормативно-правового пространства. Совершенно новым в этом процессе является то, что кадетские учебные заведения создаются не только при Министерстве обороны и других силовых ведомствах, а в своем большинстве образуются, прежде всего, в системе Министерства образования и науки Российской Федерации.

На протяжении последних трех лет кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности изучаются состояние и проблемы развития кадетского образования в Ульяновской области, осуществляется методическая помощь образовательным учреждениям. При этом используются следующие методы:

  • собеседование с руководителями образовательных учреждений;
  • изучение учебно-методической документации;
  • изучение кадрового состава преподавателей, воспитателей;
  • изучение состояния учебно-материальной базы;
  • проведение курсов повышения квалификации для преподавателей и воспитателей кадетских классов;
  • разработка и написание методических рекомендаций;
  • консультирование;
  • проведение семинаров-совещаний;
  • анализ информации органов управления образованием.

На основании сведений, полученных в результате анализа данных МОУО в Ульяновской области имеются следующие образовательные учреждения, обеспечивающие обуче/ние по программам с кадетским компонентом образования:

№ п/п
Наименование ОУ
Кол-во кадетских корпусов, классов
Кол-во обучаемых
Кадровое обеспечение
Штатн.
Совмест.
1
«Карсунская кадетская школа-интернат – Симбирский кадетский корпус»
1
327
63
31
2
МОУ СОШ №63 г. Ульяновск
2
41
1
2
3
МОУ СОШ №83 г. Ульяновск
4
94
4
-
4
МОУ СОШ №65 г. Ульяновск
1
22
1
-
5
МОУ СОШ №19 г. Димитровград
1
22
8
5
6
МОУ СОШ №17 г. Димитровград
5
88
5
1
7
СОШ №1 Старая Кулатка
1
12
1
1
8
ПТУ №11 г. Димитровград
12
300
3
2
ИТОГО:
1/25
911
85
42

В качестве определенного резерва развития кадетского образования можно рассматривать образовательные учреждения, которые реализуют оборонно-спортивный профиль, для чего ими создана или создается учебно-материальная база, а преподавательский состав комплектуется с учетом требований профильных предметов и спецкурсов.

В рамках введения профильного обучения старшеклассников ряд школ области обучают учащихся 10-х-11-х классов по программам оборонно-спортивного профиля.

  • г. Ульяновск - СОШ №63, СОШ №69.
  • Павловский - СОШ №2.
  • г. Барыш - СОШ №1.
  • Ст. Кулатка - СОШ №1.
  • Ульяновский р-н - Тетюшская СОШ, Ишеевская СОШ.

Изучение состояния и перспектив развития кадетского движения в Ульяновской области дает возможность сделать следующие выводы.

  1. В образовательных учреждениях с кадетским компонентом образования ощущается недостаток квалифицированных кадров преподавателей, воспитателей и руководителей, что видно из таблицы.
    № п/п
    Образование
    СОШ №63
    СОШ №83
    СОШ №65
    СОШ №19
    СОШ №17
    Ст. Кулатка
    ПТУ №11
    1
    Высшее военное
    1
    -
    -
    -
    -
    -
    2
    2
    Военное
    1
    -
    -
    -
    1
    -
    1
    3
    Не имеющие военного образования
    1
    4
    1
    6
    5
    2
    2
    4
    Не имеющие высшего образования
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -

    Таким образом, из 23 преподавателей, проводящих занятия в кадетских классах 16 не имеют военного образования – 69%. В таблицу не включены данные по Карсунскому кадетскому корпусу, в котором преподавателей, имеющих военное образование 6% от общего количества.

    Приведенные выше данные определяют необходимость подготовки преподавателей в объеме курсов повышения квалификации и стажировки в суворовских (кадетских) нахимовских училищах, проведения методических семинаров, конференций и других межкурсовых мероприятий. Так, в Карсунском кадетском корпусе были проведены в 2008 году курсы повышения квалификации с преподавателями и воспитателями корпуса. Руководители привлекались для участия в семинаре-совещании проходившем в г. Димитровград.

  2. На низком уровне находится учебно-материальная база. В нарушении табеля обеспечения классов по курсу ОБЖ и ОВС, вопреки современным требованиям отсутствуют персональные компьютеры, универсальные видеопроекторы с экраном, тренажерные комплексы, слайд-проекторы. Многие кабинеты не имеют наборов натуральных и полиграфических пособий, не оборудованы комнатами для хранения имущества кадетских классов, пневматического оружия, макетов автоматов и других приборов. Требует обновления мебель в классах. При работе по созданию учебно-материальной базы не учитываются рекомендации областного семинара-совещания по вопросам кадетского образования (от мая 2007 г.).

  3. Ознакомление с библиотечным фондом дает возможность сделать вывод о необходимости его доукомплектования литературой, обеспечивающей возможность изучения материала учебных дополнительных программ по военной подготовке, этике и этикету. Следует учитывать и использовать возможность для расширения информационного поля выхода в Интернет, школьное кабельное телевидение.
  4. Слабо организовано взаимодействие между образовательными учреждениями и общественными организациями, создавшими кадетские и другие объединения оборонно-спортивной и военно-патриотической направленности, нет четко выраженных учредителей, определяющих после выпуска из школы дальнейшую судьбу выпускников. Так, из 26-ти выпускников 2009 года Карсунского корпуса, только 6 человек определены после выпуска для продолжения учебы по профилю.

На основании данных выводов предлагаем рассмотреть вопрос о создании в области координационного центра управления кадетским движением, решающим вопросы единого подхода в воспитании и образовании; определяющим и осуществляющим организационные основы государственной и региональной политики при работе с кадетами, разрабатывающим нормативно-правовую базу.

Долг, совесть, чувство ответственности перед Родиной – эти слова звучат для современной молодежи зачастую как нечто неопределенное, аморфное. И виноваты в этом не молодежь, а мы, взрослые, которые очень часто допускают ошибки, приводящие к результатам – таким как безразличие ко всему, эгоизм, черствость, а самое страшное – чувство безответственности перед Родиной.

Решение этой проблемы во многом будет зависеть от качества работы по обеспечению единой государственной политики в области кадетского воспитания.

Наверх


 

Ресурсное обеспечение деятельности кадетских классов и корпусов

Ресурсное обеспечение деятельности кадетских классов должно складываться из наличия следующих видов ресурса:

  1. Идеи, концепции, проекты.
  2. Наличие команды единомышленников.
  3. Управление.
  4. Кадровый потенциал.
  5. Социально-экономическая защита педагогов и учащихся.
  6. Информационное обеспечение.
  7. Научное обеспечение.
  8. Психолого-педагогическое обеспечение.
  9. Материально-техническое обеспечение.
  10. Финансовое обеспечение.
  11. Планы, программы.
  12. Нормативно-правовое обеспечение.
  13. Повышение квалификации педагогического коллектива.
  14. Распространение передового педагогического опыта.
  15. Позитивный психологический климат в коллективе и деятельностная педагогическая среда.
  16. Взаимодействие с социумом.
  17. Обучающая диагностика и контроль.
  18. Общественно-педагогическая деятельность.
  19. Самодеятельность и самоуправление педагогов и учащихся.
  20. Внеклассная работа по предметам.
  21. Клубная, кружковая, секционная деятельность.
  22. Организация творческого заинтересованного досуга учащихся.
  23. Методическое обеспечение.
  24. Взаимодействие с родительской общественностью и выпускниками школы.
  25. Содержание и качество образования.
  26. Подготовка детей и родителей к школе.
  27. Создание школы полного дня.

Что касается идей, концепций и проектов как ресурса кадетского образования, то его наличие проистекает из факта, когда глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, потребность в модернизации образования в нашей стране обусловили формирование социального заказа общества на возрождение кадетского образования, ориентированного на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей.

Наверх


 

Нормативно-правовое обеспечение

Существующие нормативно-правовые акты 

Из истории:

Требуемые к разработке нормативно-правовые акты:

  • Положение о кадетских учебных заведениях (кадетских корпусах),
  • Инструкции по воспитательной части кадетским учебным заведениям,
  • Инструкция по административно-хозяйственной части,
  • Типовые положения по видам кадетских учебных заведений,
  • Комплект документов по организации учебного процесса,
  • Комплект типовых образцов учредительных документов.

Наверх


 

Учебно-материальная база

Очень важная задача подобрать комплекс зданий с соответствующей инфраструктурой, так как кадетский корпус предполагает проживание в интернате, обучение общеобразовательным предметам и военному делу кадетов с 5-го по 11-й класс, а это значит, что в комплексе должны находиться:

а)

  • школьная (учебная) база с учебными классами математики, русского языка и литературы, иностранного языка и т.д.;
  • специализированные кабинеты химии, физики, биологии, географии, истории, информатики;
  • кабинеты основ безопасности жизнедеятельности и основ военной службы;
  • спортивный и тренажерный залы, стрелковый тир для пневматического оружия;
  • мастерские;
  • актовый и читальный залы, библиотека;
  • музей кадетского корпуса (создается постепенно);

б) к зданиям должен примыкать просторный двор или пустырь, где можно построить стадион и оборудовать спортивные площадки, разместить гимнастический городок и строевой плац, построить универсальную полосу препятствий и т.д.

в) в кадетском корпусе должны работать следующие секции и кружки:

  • рукопашного боя;
  • стрелковая секция;
  • духового оркестра;
  • хорового пения;
  • танцевальный;
  • футбольная секция;

г) жилая зона, т.е. спальный корпус для размещения и круглосуточного проживания кадетов;

д) пищеблок с кухней и столовой для организации шестиразового питания кадетов;

е) помещения для размещения администрации, офицеров-воспитателей и преподавателей, помещения для медицинских пунктов, бытовые, складские и хозяйственные постройки для автотранспорта и другого имущества.

Идеальный случай – это территория расформированного военного училища или воинской части, на которой, как правило, имеется вся необходимая инфраструктура для размещения кадетского корпуса. Можно также использовать здания школы-интерната или детского дома после незначительных переделок помещений.

Наверх